Защита – логичное завершение процесса написания курсового проекта. На ней принимается коллективное решение преподавателей кафедры о качестве научного труда студента и выставляется итоговая оценка. Поэтому так важно грамотно презентовать свое исследование с помощью речи и презентации.

Речь на защиту курсовой: цели и объем

Цель речи на защиту – кратко изложить основные моменты проекта, свой вклад в решение затронутой проблемы, заинтересовать комиссию и показать уровень владения материалом.

При подготовке доклада учитывается запланированное время на защиту, и, соответственно, объем текста. Так, при хронометраже выступления 5-7 минут (обычно такое время дается студенту) речь занимает 3-4 страницы формата А4 со стандартными настройками (1,5 интервал, шрифт 14). Важно учесть также время на комментарии к слайдам презентации и ответы на вопросы.

При длительной речи интерес к выступлению утрачивается, комиссия может остановить докладчика. В итоге главное (результат непосредственно вашей работы) не будет сказано. Чтобы избежать такой ситуации, рекомендуется проговорить речь дома с секундомером и заранее вычеркнуть лишнее.

Структура речи для защиты 

Главное в докладе, презентующем курсовой проект – показать свою непосредственную работу. При этом обязательно озвучить основные элементы из вступления (предмет, объект и проч.). Условно структуру речи на защиту делят на такие логические части:

  • вступление, в котором приветствуются члены комиссии и все присутствующие, проговариваются данные студента (фамилия, имя, курс, специальность, тема курсовой) и руководителя. Речевая формула для выражения приветствия может быть, например, такой:

«Добрый день! Рада приветствовать членов комиссии. Меня зовут Катя Иванова, и сегодня я презентую курсовую работу на тему «…». Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Петров Петр Петрович.

  • теоретическая часть. Здесь дается информация об актуальности темы, цели, предмете, объекте и методах исследования. Описывается также теоретическая и эмпирическая база.

Традиционные речевые штампы для этой части:
Данная тема актуальна, поскольку…
… , поэтому проблема, поднимаемая в курсовой, является актуальной для современного развития отрасли.
Теоретической базой стали исследования, проведенные в прошлые годы...
Цель исследования – выявить / проанализировать / охарактеризовать / сравнить / определить / ознакомиться …
Достижение цели подразумевает выполнение таких задач …
Предметом работы является …
В качестве объекта мы выбрали …
При разработке темы мы пользовались такими методами …

  • основная часть, в которой студент описывает алгоритм действий при исследовании темы. Кратко презентуется каждый структурный раздел основного текста с небольшой характеристикой. Упор важно сделать на собственных наработках: результатах проведенного мониторинга, анкетирования, эксперимента и под.
  • выводы. Эта часть перекликается со вступлением и подводит итог, как достигнута цель и выполнены поставленные в начале задачи,
  • заключение. Выражается обычно фразой «На этом доклад закончен. Благодарен(на) за внимание. Готов(а) ответить на ваши вопросы».

Доклад и презентация: как совместить

Презентация к речи курсовой – очень хороший помощник. Хотя многие студенты не пользуются на 100% ее преимуществами.

Самая большая ошибка – дублировать устно информацию со слайдов. Несколько советов, как использовать презентацию с пользой для доклада:

  • схематически демонстрировать на слайде то, о чем говорите (схемы, таблицы, логические рисунки). Так комиссии будет видна вся картина, и не надо будет объяснять ее устно,
  • давать на слайдах определения, описания, теории. В речи в таком случае упоминается об этих положениях в контексте непосредственно вашей работы,
  • выводить на слайд справочную информацию – даты, цифры, статистические данные и под. В самом докладе эти данные анализировать.
  • При использовании презентации в тексте доклада обязательно проставляются пометки в тех местах, где нужно перелистывать слайд. Например, так:

Этика ответов на вопросы при защите курсовой

Скажем сразу: «по протоколу» должен быть диалог студента и комиссии. Поэтому бояться этой части не стоит, особенно, если вы изучили тему на достаточном уровне.

Чаще всего членов комиссии интересуют три основных момента:

  • нюансы структурных элементов из вступительной части (точность формулировки предмета, объекта, целей, обоснования теоретической и практической значимости проекта, а также методики проведения исследования,
  • понимание теории, насколько студент в теме. Это касается терминологии, подходов разных ученых к пониманию проблемы, выявления причинно-следственных связей (почему так происходит) и т.д.,
  • методика и логика проведения собственного исследования. Например, в случае анкетирования преподавателям может быть интересно, как проводился опрос, по какому принципу отбирались респонденты, как анализировались полученные данные и под.

Исходя из этого, несколько советов, как подготовиться к вопросам на защите:

  • тщательно проработайте вступление, советуйтесь с руководителем по каждому пункту,
  • выучите основные термины по теме, запомните 3-4 автора основных учебников и их взгляды на проблему,
  • изначально продумайте логику проведения собственного исследования, посмотрите похожие работы – как там описывают алгоритм.

Что говорить, если не знаешь ответ

Если вопрос сложный и вы не знаете точный ответ, хорошая тактика – начать рассуждать вслух, опираясь на то, то знаешь. Так преподаватели увидят и оценят логику и базовые знания по предмету.

В каждой проблеме есть множество нюансов. И если вопрос от членов комиссии лишь отдаленно касается вашего предмета, можно использовать универсальную фразу:

«К сожалению, мы не ставили целью рассмотрение данного аспекта».

Однако если разговор непосредственно о вашей теме, и вы вообще не знаете ответ, лучше это честно признать:

«К сожалению, я затрудняюсь ответить на данный вопрос».

Образец речи для защиты курсовой

Для наглядности приводим несколько примеров речи на защиту:

Выводы

При подготовке доклада с результатами своего исследования нужно помнить, что полностью работу читал лишь непосредственный руководитель. Остальные члены комиссии просматривают текст в процессе защиты. Поэтому важно совместить лаконичность речи с детальной презентацией выводов своего исследования.


Теги


Комментарии